Будущее - это не то, куда мы идём,

               а то, что мы создаём.

Что нужно знать родителям о подростковых суицидах

 

 

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, безнадежность и одиночество. Как правило, причинами суицида становятся проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Хотя переживания, связанные с утратой, унижением, отчаянием, разочарованием, отвержением, потерей самоуважения, составляют многообразие жизни, пусть и не в самых оптимистичных ее проявлениях.

  По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Официальная же статистика по России говорит о том, что наиболее опасный возраст завершенных суицидов с 10-15 лет и выше. Причем самоубийства подростков часто осуществляются в ночное время суток, в период уединенности, что свидетельствует об истинности суицидальных намерений.

 

Суицидальное поведение это понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Детям свойственны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Специалисты говорят о том, что подростки зачастую не разделяют того, что они хотят, от того, что хотят от них другие, не могут отделить переживания от мыслей и действий. Кроме того, детям и подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий.

 

 

На что следует обращать внимание

в поведении ребенка?

 

Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать следующие:

 

· высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

 

· фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке;

 

· частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

 

· активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

 

· сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное);

 

· косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов; раздражительность,     

угрюмость,                 подавленное                     настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

 · негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

 

· постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

 

· необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное;

 

· несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).

 

· Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

 

· стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

 

· снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; символическое прощание с ближайшим окружением аздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);

 

· дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

 

· попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

 

 

По мнению специалистов, так как в большинстве случаев суицидальное поведение это своеобразный крик о помощи, то в ситуации хронического стресса, негативного эмоционального климата в семье, при отсутствии позитивного опыта решения стрессовых ситуаций - суицидальное поведение может закрепляться как способ хотя бы временного ибо очень быстрого) разрешения семейных и личных проблем. И поскольку у детей и подростков аффективное реагирование, особенно если оно приобретает патологический характер, характеризуется стереотипным повторением, то в дальнейшем уже на любые проблемы подросток дает привычную реакцию. Он становится зависимым от привычной формы реагирования. Вместе с тем родители и близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, родителям необходимо научить ребенка самостоятельно справляться с ними:

 

1. Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.

 

2. Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались.

 

3. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.

 

4. Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей).

 

5. Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах.

 

6. Поощрять физическую активность ребенка.

 

7. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка.

 

8. Заботиться о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения.

 

9. Поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы).

 

10. Поддерживать семейные традиции, ритуалы.

 

11. Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).

 

12. Научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

 

Перечисленные на слайде советы являются не только мерами профилактики стресса, тревоги, страхов у ребенка, но и способствуют профилактике возникновения возможных антивитальных настроений у подростков.

 

Что можно сделать для того,

чтобы помочь ребенку?

 

1. Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности. Наблюдайте за своим ребенком и его друзьями. Не считайте, что подростки лишь пугают и манипулируют взрослыми и что в критической ситуации они не способны и не смогут решиться на последний шаг. Если Вы предполагаете риск суицида в отношении близкого или просто знакомого Вам человека, действуйте в соответствии со своими убеждениями.

 

2. Принимайте ребенка как личность. Это значит просто любить его таким, какой он есть, возможно, не оправдывающего всех надежд родственников, возможно, не добивающегося каких-то высот, иногда огорчающего, обижающегося, несносного.

 

3. Будьте собеседником. Очень часто подростки особенно сильно испытывают чувство одиночества, отчуждения. Выслушивайте подростка особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Вместе с тем, не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания.

 

4. Оцените степень риска, критичности ситуации. Постарайтесь определить серьезность мыслей подростка о нежелании жить. Мысли, намерения и непосредственная готовность к действиям могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о таком способе «решения всех проблем» и кончая разрабатываемым планом суицида.

 

5. Не оставляйте ребенка одного в кризисной ситуации. Оставайтесь с ним как можно дольше аже если придется взять отпуск на работе). Подготовьте себя и ребенка к тому, что если ситуация будет ухудшаться, необходимо будет обратиться за помощью к специалистам системы здравоохранения. Проявляйте постоянную заботу и поддержку, даже если Вам кажется, что критическая ситуация миновала. Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев.

 

6. Обратитесь за помощью к специалистам. Безусловно, никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы сами. К сожалению, ребенок, переживая кризис подросткового возраста, может отвергать помощь родителей, считая их «несовременными», «непонимающими».

 

Когда и куда надо обращаться

за консультацией специалистов?

 

Симптомы, при наличии которых надо обращаться к психологу:

 

- непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье;

- конфликтность по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками); - агрессивность по отношению к окружающим; - зависимости (компьютерная, пищевая);

- резкая негативная смена увлечений, окружения;

- смена настроения, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.; - негативные изменения в поведении (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);

- резкое снижение успеваемости в школе; - изменения в самооценке;

- нарушения сна, повышенная утомляемость;

- неверие в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего и пр.

 

Симптомы, при наличии которых надо обращаться к психиатру:

 

- длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения; - суицидальные попытки;

- параноидальные идеи, бред, галлюцинации, различные фобии (страхи); - длительная бессонница;

- зависимости (от алкоголя, наркотиков); - сильная тревога и пр.

 

Заботливые родители, родственники, педагоги ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение ребёнка. Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если Вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения